• "Живая" и "неживая" музыка: в чем разница?

    Логоритмика - это работа над речью с логопедом с включением музыкально-ритмических элементов. Да? Да. Но почему же особенно эффективными такие занятия становятся, если к работе привлекается ассистент-концертмейстер?

    Логопедам, по роду специализации ведущим уроки логоритмики, сложно в одиночку исполнять и собственную задачу логопеда, и задачу музыкального ассистента. Фонохрестоматии, составленные специалистами для сопровождения тех или иных упражнений, несколько однобоко справляются с задачей. Не представляется возможным провести упражнения, подобные "Волшебной полянке", "Угадай - кто?" с использованием аудиозаписей. Указанные упражнения предполагают неожиданную смену музыкальных иллюстраций, без каких-либо запоминаемых временных или иных констант. Дети очень легко переходят на предугадывание образов: если только что танцевали как медвежата, то - само собою - сейчас будет белочка. И после первого, максимум - второго прослушивания, ребята теряют интерес к упражнению из-за отсутствия момента неожиданности.

    Подобная проблема полностью исключена при исполнении "живой" музыки.

    Так, обычное контрастное исполнение марша-бега-кружения, которым отводится на уроках логоритмики почётное место в развитии крупной моторики и чувства метроритма, приобретает черты весёлой игры, когда педагог-аккомпаниатор в самых неожиданных местах изменяет сопровождение, и соответственно ребятам требуется изменить характер движения.

    В случае использования аудиозаписей или сопровождения ритмичими ударами (бубен, барабан) не даёт той атмосферы веселья и игры, о которой мы говорим. Видимо, недаром повседневная маршевая муштра в армии сопровождалась именно барабанным боем, в отличии от праздничного марша, который озвучивал уже духовой оркестр.

    Рассмотрим моменты автоматизации звуков. Казалось бы, игра в этих упражнения сведена к нулю - зубрить, зубрить и ещё раз зубрить. И в этом случаем на помощь приходит музыкальное сопровождение. Несказанная удача, если педагог-концертмейстер владеет хотя бы минимальными композиторскими способностями (что совсем несложно, если он имеет опыт импровизации музыкального сопровождения). Все необходимые и положенные к автоматизации звуки, слоги в огромном количестве представлены в методической литературе логопедов. Волшебный музыкальный ход - и скучные повторения превращаются в "песенку-повторюшку" или специальную, особенную песенку. И дети поют её с удовольствием!

     

  • Логоритмика и воображение

     

    Нам, родителям, людям взрослым и практичным, иногда кажется неважным увидеть бегемота на облаке или русалку среди ветвей, а уж драгоценные камни среди цветных карандашей — и подавно. Тут всё ясно: стремительный темп жизни почти не оставляет времени мечтам и фантазиям.

    Но! Нашим детям это жизненно необходимо! Воображение питает мозг малышей, оно — стержень восприятия мира. И никакие зрительные образы — Лунтики, Фиксики, Маши с медведями и без них, не заменят очень важных слов: «А давай как будто...». Это и есть топливо для юных космонавтов, балерин, пожарных, певиц и принцесс.

    На помощь, конечно, приходят специалисты: педагоги раннего развития, арт-терапевты, музыкальные педагоги. Многообразие предложений в сфере развивающих занятий для дошкольников позволяет легко удовлетворить запросы и детей, и родителей.

    Одним из начальных способов раскрытия творческого потенциала на подобных уроках служит импровизация. Безусловно, первые опыты импровизирования очень и очень далеки от того, что подразумевают под этим понятием взрослые. Но ведь каждый творческий человек когда-то делал первые шаги!

    Расскажем Вам об импровизационных моментах, которые могут быть осуществлены в рамках урока логоритмики. Во-первых, это ритмическая импровизация. Во-вторых, тембровая импровизация. В-третьих — двигательная.

    В процессе обучения ребенок постепенно накапливает «базу данных», усовершенствует и обогащает свой «музыкальный язык»: он поет новые песенки и попевки, он выстукивает различные ритмоблоки на шумовых инструментах, обретает свои любимые тембры и т.д. Все эти элементы — отправная точка для первых собственных опусов.

    Собственно импровизация мелодическая (вокализация) возможна через некоторое время, когда ребенок сможет доверить своему педагогу присутствовать при личном творческом процессе.

    Переход от пассивного (по предложению педагога) к активному («я сам!») импровизированию у каждого ребенка протекает по-разному. Но мы уверены, что доверительная творческая атмосфера на уроках музыкально-ритмического воспитания позволит раскрыть, развить, усовершенствовать свои способности.

    Так, неизменный интерес у детей вызывает смена ролей. «А теперь ты даешь задание», - говорит педагог, и ребенок мгновенно переключается на роль «учителя», отчего возрастает его творческая отдача. Однако, следует обратить внимание детей на запоминание собственных ритмов, чтобы работа не превратилась в бездумные «шумелки» без логики и смысла.

    Средства музыкальной выразительности — ритм, темп, тембр — в реальном времени в детских руках становятся теми волшебными красками, благодаря которым пьеса или песня может совершенно измениться, преобразившись иногда до неузнаваемости.

    Переоценить умение творчески подходить к решению различных задач невозможно. Нестандартность решений, яркость восприятия, желание ребенка пропустить через призму собственного эмоционального опыта какое-либо новое знание — вот целевой результат и программа-максимум всех творческих занятий.

  • Молчать, чтобы слышать

    Мама прекрасной общительной пятилетней девочки спросила меня на уроке музыки: "А почему нужно молчать, когда слушаешь музыку?". Ну, как? Вы быстро нашлись с ответом? Вот и я секунд пять моргала и молчала. 

    Ответ на этот вопрос и на поверхности, и не так чтобы очень. "[...]Молчать, когда слушаешь[...]"  Вопрос-то грамотно задан! В него уже и ответ вплетён. И если взрослый человек задаёт такой вопрос, то ребёнку тем более нужна помощь в том, чтоб разобраться со звучащей тканью современной жизни.

    Не хочется сейчас напоминать очевидные истины: "белый" шум сегодняшнего дня просто зашкаливает. Мозгу ничего не остается, кроме как без конца перерабатывать пустую звуковую породу, от которой ни толку, ни проку. Конечно, мы не можем отключить все музыкальные "шумелки", которыми пропитана реклама, игры, мультфильмы, объявления... В этом хаосном звуковом нагромождении попробуй-ка услышь нежный, деликатный голос классической музыки! Да почти невозможная задача!

    Если мы хотим научить детей внимательному слушанию (и не только музыки), то этому нужно именно учить. Поверьте, в процессе обучения Вас самих ждет немало открытий, Вы и сами научитесь не только слушать, но и слышать музыку.

    Искусство музыки переживет все однодневные игры, сериалы, рекламы. Музыка родилась задолго до нас, и долго-долго после нас эта Музыка будет звучать. Остановись, мгновенье! Звучит МУЗЫКА!

    Стоит ли говорить, что ребенок, научившийся внимательному слушанию, сосредоточить внимание на многих очень важных вещах, иногда - жизненно важных? Не стоит? Тогда считайте, что я и не говорила.

    Спасибо, что Вы меня услышали!

    Большой P.S. Пишу эту статью в парке. Птицы чирикают, листья шелестят... Подходит девушка, подает мне небольшую икону с запиской: "Уважаемые люди! Я от рождения не слышу..." Остальной текст уже не имел значения. Какая статья вместит эту тему?.. 

  • Зачем нам музыкальные занятия?

    Некоторое время назад посетительница нашего центра — мамочка с милой дочуркой — поставила меня в тупик. После пробного занятия в музыкальной студии, где ребята уже как-никак несколько месяцев занимаются (подпевают, чуть-чуть танцуют, играют на разных бубнах-маракасах, вдумчиво слушают музыку), эта молодая женщина спросила: «А какая цель ваших занятий?»

    Вот и не знала я несколько долгих секунд, как ответить?

    А также подумалось: может быть, что не каждому ясно, какие же цели мы преследуем?

    Самая главная задача наших занятий — научить детей любить музыку. И что интересно: многие взрослые говорят, что им уроки в музыкальной студии Happy Kids очень познавательны и интересны. Этот результат для нас был несколько неожиданным.

    Но вернёмся к детям. Начало всех начал в обучении (в том числе и музыкальном) — вызвать живой отклик в сердцах малышей. Мы этого добиваемся разными средствами. Музыка сама собою привлекает детей, ведь эстетическое воздействие песен, танцев, маршей невозможно переоценить. В нашем арсенале вся классическая музыка! Все наилюбимейшие детские песенки! А какое море участия!.. Постепенное погружение в знания о музыке (да-да, ребята не просто пассивные слушатели и певцы, они узнают технологии музыки изнутри) позволяет сознательно соучаствовать в музицировании. Прежде всего это использование шумовых инструментов, а также исполнении разнообразных песен-игр.

    Психологическая составляющая музыкальных занятий вообще не подлежит обсуждению: удовольствие, комфорт, творчество, красота — что может полнее и качественнее помочь в становлении детской психики? Ну, разве что родительская любовь.

    Музыкальные ритмы влияют на ритмы нервной системы, которые регулируют обширный биологический пейзаж внутри нашего организма. Этот психокоррекционный компонент воздействия музыки является фундаментом эффективности не только групповых, но и индивидуальных занятий музыкальной терапией. Бывает, ребёнку нужна помощь в той или иной сфере психической жизни. Индивидуальные занятия музыкальной терапией призваны помочь скованным детям обрести уверенность в себе, повысить уровень коммуникабельности; гиперактивным — стать более уравновешенными, овладеть навыком концентрации внимания; неуклюжим — поправить проблемы координации движений; деткам с проблемами речи (ЗРР, ОНР, алалия и пр.) — снивелировать их путем стимулирования фонетико-фонематического слуха, определяющего качество речи.

    Хочу отметить, что особенные дети, дети с серьёзными неврологическими диагнозами — СДВГ, аутизм, синдром Дауна — с огромным удовольствием приобщаются к музыке. В рамках индивидуальных занятий в детском центре Happy Kids успешно развивается и это специфическое направление музыкальной терапии.

    Учёные утверждают, что классическая музыка очень и очень благотворно влияет на организм человека, обладает сильным терапевтическим эффектом. Существуют медицинские исследования по конкретному воздействию звуков тех или иных инструментов на разные органы, обусловленному тем, что биоритмы работы любого здорового орган лежат в определенном диапазоне частот, общем для подавляющего большинства людей. 

    Итак, музыкальные звуки очищают, облагораживают и возвышают — это безусловно. А также не стоит забывать, что пение и танец развивают лёгкие, учат правильно дышать, распределять дыхание, оттачивают движения и интонации.

    Уффф... Если бы я всё это расказала мамочке, задавшей мне вопрос, то наша беседы очень бы затянулась. Но я постаралась быть лаконичной в ответе.

     

    С уважением, Ольга Зайченко

  • Знакомство с музыкой

    Часто родители спрашивают руководителя музыкальной студии: «Есть ли у моего ребёнка музыкальный слух?»

    И на этот вопрос ответить бы так: «Совершенно, абсолютно неважно!»

    Потому как музыка, музыкальное чувство и хороший музыкальный вкус слабо связаны с собственно музыкальным слухом. Конечно, если ребёнок прекрасно слышит и может напеть любую мелодию, это хорошо. И даже очень.

    И все же, пусть первые уроки музыки будут направлены не на профессиональное обучение музыке, а на воспитение общей музыкальности, на знакомство с базовыми эстетическими музыкальными понятиями, на РАЗВИТИЕ ваших детей.

    Многие родители отмечают, что спокойная классическая музыка - редкость в современной жизни. А ведь именно эта музыка очищает, возвышает, успокаивает, облагораживает. И даже совсем маленькие дети ведут себя, как заправские меломаны: спокойно, сосредоточено слушают, уютно устроившись на маминой тёплой груди.

    Попробуйте, включите вашему чаду вечерком «Канон» Пахельбеля или «Аве Мария» Баха-Гуно и убедитесь, как быстро малыш настроится на спокойный вечерний лад и сладко заснёт.

Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика