• W-позиция: особенности, риски, коррекция

    Каждый раз, когда я работаю с группой детей дошкольного возраста, я замечаю, что как минимум трое из них сидят в W-позиции. Эти дети напоминают мне подтаявшего снеговика: их ноги широко расставлены снаружи от ягодиц, туловище расслаблено, осанка сутулая, движения рук ограничены, им тяжело дотянуться до игрушек.

    И, каждый раз, я не устаю поправлять этих детей и напоминать их родителям: «Ножки вместе!» «Никакой W-позиции!». Как выглядит W-поза: ребенок сидит на полу, его ягодицы расположены между ножек, колени согнуты и сомкнуты, а голени повернуты наружу. Если на такого ребенка посмотреть сверху, то его поза будет напоминать букву W. От привычки так сидеть не застрахован ни один ребенок.

    В этом положении площадь опоры ребенка увеличивается, а центр тяжести опускается, что позволяет добиться большей стабильности для бедер и туловища. Это привычная и часто любимая позиция, потому что ребенку не нужно прилагать усилий для поддержания равновесия и можно полностью сосредоточиться на игре.

    Так что же не так с этим положением?

    В W-позиции ребенок не может достигнуть активной ротации туловища и не может перераспределять вес тела с одной стороны на другую, это не позволяет ребенку добираться до игрушек, лежащих дальше расстояния вытянутой руки. Для ребенка является исключительно важным уметь перераспределять вес тела и осуществлять вращение корпусом, это является основой для формирования чувства равновесия (подумайте, например, о профилактике падений во время бега) и развития способности пересекать срединную линию тела (является очень важным при обучении письму). Все это приводит к задержке формирования у ребенка двусторонней координации (умению эффективно использовать обе части тела).

    При частом использовании W-позиции мышцы бедра и голени укорачиваются и уплотняются, вследствие чего развиваются вальгусная деформация стоп и Х-образная деформация голеней.

    Что могут сделать родители, если их ребенок часто сидит в W-позиции?

    Прежде всего, предложите ребенку альтернативный способ. Это может быть положение с вытянутыми ногами, сидя на коленях сбоку от ягодиц (с обязательной сменой стороны), «поза йога».

    Так как доказано, что W-позиция является следствием слабости мышц туловища, необходимо равномерно укреплять мышцы спины, пресса и глубокие мышцы «кора».

    Если, вопреки всем принятым мерам, ребенок не может сидеть ни в каком другом положении, то необходимо обратиться за консультацией к детскому ортопеду для дальнейшего обследования. 

     Кинезиотерапевт, инструктор по детской корригирующей гимнастике и ЛФК, пилатесу и фитнессу Полина Шестернина

     

     

  • Нарушения осанки: профилактика и коррекция

    Позвоночник является опорой нашего организма, без позвоночника человек не мог бы стоять и ходить, также позвоночник является каркасом для внутренних органов и защитой спинного мозга. 

    Важной функцией позвоночника является рессорная функция, т.е. амортизация при ходьбе, беге и прыжках. Эта функция первой страдает при нарушениях осанки. 

    Дефекты осанки и сколиозы могут возникнуть еще в грудном возрасте, когда в костной системе ребенка имеется большое количество неокостеневшей (хрящевой) ткани. Одной из причин их возникновения может быть, как известно, неправильное — всегда на одной руке — ношение малыша. Дефекты осанки могут возникнуть и в результате того, что слишком рано начинают сажать, ставить на ножки или учить ходить ребенка, а недостаточно развитые мышцы, разгибающие спину, еще не подготовлены к несению статической нагрузки.

    В дошкольном возрасте к нарушению осанки может привести слабость и недоразвитие мышечного корсета, рахит, разница в длине ног, длительные болезни, истощающие защитные силы ребенка,  неудовлетворительный общий режим жизни  (пассивный отдых, отсутствие прогулок, недостаточный сон), слишком мягкая постель, неправильный режим питания.

    Также к факторам, способствующим развитию неправильной осанки, относятся  неудобная одежда и обувь, использование преимущественно одной ноги при отталкивание во время езды на самокате, вождение ребенка за одну и ту же руку.

    Критерии неправильной осанки: 

    * Сглаживание или усиление физиологических изгибов позвоночника

    * Асимметрия расположения надплечий, углов лопаток, костей таза

    * Разная глубина и высота треугольников талии

    * Отставание лопаток от грудной клетки – «крыловидные лопатки» (незначительная степень допускается до 6-7 лет)

    * Остистые отростки позвоночника находятся не на одной линии, а формируют дугу

    * Неравномерный тонус мышц, расположенных вдоль позвоночника («мышечный валик»)

    * Выступающий живот (вариант нормы до 6-7 лет)

    В дошкольном возрасте большинство нарушений осанки являются функциональными и могут быть исправлены с помощью специальных приемов оздоровительной физкультуры. В комплекс гимнастики необходимо включать упражнения, направленные не только на укрепление мышц спины, но и на мышцы брюшного пресса, ног и рук. 

    При выявлении врачом сколиотического искривления позвоночника, подтвержденного рентгенологическим исследованием, назначается специальный комплекс корригирующих асимметричных упражнений, который подбирается под каждого ребенка индивидуально. 

    Благоприятное воздействие на состояние позвоночника оказывает плавание и гимнастика на больших мячах – фитболах. 

    Для предотвращения нарушений осанки необходимо правильно организовать ребенку рабочее место. Посадка считается правильной, если ребенок сидит прямо, слегка наклонив голову вперед, спина опирается на спинку стула на уровне поясницы, оба плеча находятся на одном уровне, туловище не упирается о край стола (между столом и грудью должен свободно проходить кулак ребенка), бедра почти полностью лежат на сиденье, ноги в коленных суставах согнуты под прямым или тупым углом и упираются всей стопой на пол или подножку. Расстояние от глаз до рабочей поверхности определяется рукой: ребенок должен поставить руку, согнутую в локте на стол, кончики пальцев должны доставать до виска. 

    Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не стоял с опорой на одну ногу, сидя не подкладывал одну ногу под ягодицу, не читал лежа на одном боку.

    Начинайте заниматься осанкой детей с самого раннего детства. Если ребенку диагностировали нарушение осанки, принимайте сразу меры, разумеется, совместно с врачом. Если нет возможности заниматься лечебной физкультурой в специализированном учреждении – занимайтесь с ребёнком дома. Необходимо уделять этому максимум внимания, так как нарушение осанки влечёт за собой дальнейшие более серьёзные заболевания позвоночника.  

    Кинезиотерапевт, инструктор по детской корригирующей гимнастике и ЛФК, пилатесу и фитнессу
    Полина Шестернина.

Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика